НАВИГАЦИЯ
Архив
|
Советников Л.
Н. Стихи из Note Book:
Стихотворения разных лет. Критическая лирика. - Рыбинск:
Издательство "Цитата Плюс", 2023. - 128 с.
В пятую книгу стихов Леонида Советникова вошли
стихотворения разных лет. В них автор по-прежнему стремится
запечатлеть и тем самым спасти от забвения дорогие его сердцу детали
образов и явлений бытия, которые присутствуют одновременно и в
жизни, и в вечности.
ВЕСТЬ О ВЕСНЕ
О сборнике Леонида Советникова «Стихи из Note Book»
В издательстве «Цитата Плюс» города Рыбинска недавно
вышла новая книга. Это сборник известного рыбинского поэта Леонида
Советникова «Стихи из Note Book». Для меня эта книга стала
по-настоящему радостным событием. Похожее чувство испытываешь, когда
слышишь среди зимы птичью трель, напоминающую о том, что весна есть
и скоро вернётся, или видишь маленький островок зелёной травы,
пробившийся из-под снега. Первая ассоциация с книгой – весть о
весне. Такая верная примета, которая вдруг является в зимние дни и
утешает, вдохновляет, дарит надежду.
Возможно, это связано с тем, что в стихах Леонида Советникова есть
удивительное тепло, которого многим сейчас не хватает. Даже в самых
печальных его стихах, в самых иронично-горьких. Тепло, которое
никому не навязывается, не кричит о себе, а порой как будто прячется
в пасмурные, дождливые и снежные образы, но при этом согревает и
жалеет, исцеляет и сострадает. Спасает от гибели озябшую веточку
вербы или пушистые снежинки одуванчика, сохранив их мимолётные,
хрупкие жизни в невредимой вечности поэтического пространства.
В новый сборник вошли стихотворения разных лет. Для кого-то именно
временной период служит главным принципом объединения стихов в одну
книгу. Для Леонида Советникова это почти всегда иначе. По всем его
сборникам можно проследить особую авторскую концепцию: книга как
единое художественное целое, где важны не столько тема и лирические
сюжеты, не столько центральный образ, сколько то самое внутреннее
единство, которое порой трудно объяснить и «разложить по полочкам»,
но в этом и заключается его загадка, его неповторимая красота и
гармония. Можно назвать это атмосферой книги, её душой, которая
отражена в каждой мельчайшей детали, начиная с порядка стихотворений
(как мы уже заметили, не имеющего отношения к хронологии) и завершая
подбором иллюстраций.
Название «Стихи из Note Book» полностью соответствует всему образу
книги: на первый взгляд её можно принять за настоящий
блокнот-ежедневник, записную книжку, какие были широко востребованы
в прежние годы, до стремительного развития компьютерных технологий,
а кому-то верно служат и в наши дни. В такой блокнотик-notebook (в
дословном переводе – «книга для заметок») можно записывать едва
пришедшие, свежие строки, наброски, мысли, наблюдения, всё самое
важное или, наоборот, любые мелочи, близкие сердцу и занимающие ум.
Такие записные книжки часто дарили и дарят дорогим людям на добрую
память. За последние годы в современном восприятии слово «ноутбук»
приобрело прочную связь с небольшим переносным компьютером, а
прежнее значение отошло на второй план. Леонид Советников, напротив,
оживил это название и даже придал ему особую ценность с помощью
разделения на две смысловые части, обе из которых написаны с
заглавных букв: Note Book. Здесь могут возникать ассоциации и с
Книгой Жизни как вечным истоком творчества, и с образом поэзии как
некоего дневника, в котором может чудесным образом сохраниться то,
что наполняет нашу внутреннюю, никому не видимую жизнь на земле…
И эта удивительная «книга для заметок» хранит самые разные мгновения
жизни: радость и надежду, печаль и сомнения, горечь и тревогу,
любовь и веру. И ещё очень многие тончайшие оттенки чувств,
переживаний, впечатлений, которые трудно передать иными словами, тем
более в прозе, но невозможно не пережить в своем сердце вместе с
автором, читая сборник. От сокрушения перед огромной скорбью и
ущербностью земной жизни до мудрой, светлой улыбки принятия и
выражения несомненной любви к этому единственному, пусть временному,
но бесценному дару воплощения. От вздоха «Как временна жизнь!» до
бережного понимания, что «… чем обречённей на свете, беспомощней,
тем и родней».
Сквозь дымку надмирных, вечных мотивов проступают отчётливые черты
больного времени. Боль, которая наполняет сейчас множество душ,
находит такие простые, нериторические, непафосные, и такие
пронзительные слова: «Молю, но не слышат снаряды – / Глухие болванки
войны. / А те, что выцеливать рады: / «Попали!» – злорадства полны.
/ Открыты глазные воронки / И некому тихо смежить, / А детские руки
так тонки / И некому накрест сложить».
Библейские мотивы, продолжаясь в сюжетах настоящих дней, становятся
не отвлечёнными книжными цитатами, а близкими и понятными событиями,
которые могут происходить здесь и сейчас с любыми участниками, не
выбирая эпох, судеб, масштабов. Потому что «дух дышит, где хочешь, и
голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит»,
потому что масштабы и глубины судеб, мирские величины и звания –
понятия человеческие, а не Божьи. Лирический герой отвергает ярко
расцвеченные стёклышки воспетой нашим временем индивидуальности как
способ мировосприятия. Он смотрит на мир с непрерывным вниманием к
миру, а не к своему отражению в нём или красочной игре иллюзорных
лучей, и переживает каждый оттенок лирического события изнутри, как
будто сам является одновременно и создателем, и созданием.
Кроме прекрасных стихотворений, в книге есть раздел с необычным
названием «Критическая лирика». Здесь поэт во многом следует
традиции Иннокентия Анненского с его «Книгами отражений»: говорит о
мире любимых авторов и персонажей, находясь как бы не за пределами,
а внутри художественного и ментального пространства этого мира.
Примечательно, что ни по одному из названий этих небольших эссе мы
не можем точно определить, о каком именно авторе пойдёт речь: о
Шекспире, Пушкине, Лермонтове, Георгии Иванове, Анненском, о
поэте-современнике или о ком-то другом. Нас не стремятся привлечь
яркими заголовками, а приглашают к неторопливому, негромкому, но
невероятно увлекательному и очень глубокому разговору… О
классической литературе? О вечных сюжетах и символах? Или о чём-то
ещё – скрытом или явном, вечном или мгновенном, бессмертном или
мимолётном?.. Наверное, с каждым читателем получится свой диалог,
каждый откроет свои значения и смыслы, без лишней подсказки.
Я очень хотела бы разделить с другими читателями свою радость от
обретения этой книги. Поделиться вестью о весне… Этим почти
неуловимым, и вместе с тем таким узнаваемым чувством, которое лучше
всего выразят строки из заглавного стихотворения книги:
Ещё не тронут воздух сыростью,
Лучи едва
спознались с небом,
А день
великой светел милостью,
И чутко травы
спят под снегом.
Так хорошо,
что плакать хочется,
С зимой
прощаясь, как с больницей.
Уже весна,
как переводчица,
Парит над
белою страницей.
Надежда Папоркова
Рыбинск, январь 2023 г.
|