Ярославское региональное отделение

общероссийской общественной организации

СОЮЗ РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

 

 

Колесо обозрения : сборник рассказов начинающих писателей Ярославской области / ред. В. Ю. Перцев. – Ярославль : Филигрань, 2024. – 124 с.

В сборник «Колесо обозрения» вошли новые рассказы начинаю-щих авторов Ярославской области, написанные в 2023-2024 годах.

Книга издана на средства област-ной субсидии и при поддержке министерства социальных комму-никаций и научно-технологичес-кого  развития  Ярославской об-ласти в рамках проекта «Все флаги в гости будут к нам».

Колесо обозрения. Сборник молодых писателей Ярославской области.pdf

 

УДАЧНОЕ НАЗВАНИЕ

В качестве корректора мне, видимо, одному из первых довелось вчитываться в небольшие рассказы авторов этой книги. Восемь авторов: Алексей Бутусов, Тимур Керимов, Елена Волкова, Анастасия Долган, Екатерина Кондакова, Татьяна Долган, Светлана Носова и Наталия Сергеева. Знакомые, в целом, уже имена в наших пенатах. Немного, что безусловно говорит о качестве отбора и работе составителя.

На мой взгляд, в сборнике нет провальных или неинтересных текстов. Все рассказы произвели приятное впечатление, наиболее сильное, опять же на мой взгляд, – «Таксения» Алексея Бутусова, «Стояночный тормоз» Елены Волковой, «Не наше дело» и «Океан» Татьяны Долган, «Искра» Светланы Носовой и «Студент» Наталии Сергеевой.

Об Алексее Бутусове, как о молодом или начинающем, уже давно говорить не приходится, в «Таксении» ему удалось, на мой взгляд, каким-то неуловимо естественным образом передать не только подростковую психологию  Димки, но и его бабушки, других взрослых и сверстников главного героя, и, конечно же, девочки «не с нашей планеты» (по словам бабушки). Ксении-Таксении. Между двумя главными персонажами, хотя один из них находится в неведении (девочка), происходит поистине драматическое столкновение мировоззренческого значения. И в концовке рассказа остаётся надежда на доброе внутреннее устремление личности мальчика. С очень грустным осознанием потери: «Исправить бы всё… Почему в жизни нельзя, как в компьютерной игре, вернуться на начало и пройти уровень заново?».

На фоне двух других рассказов, не лишённых юмористических штрихов, рассказ Елены Волковой «Стояночный тормоз» этически и социально представляется более значимым. В нём убедительно и точно выписан характер местного дурачка Толи и выстроен вокруг него весь сюжет, а также тонко и ненавязчиво передано и отношение самого автора к проблеме главного персонажа. Автору удаётся, не сбиваясь на жалость, предъявить кусок местной жизни, в котором противопоставлены доброе и дурное. И оказывается, что люди в массе своей всё ещё поступают по-человечески, и даже возможно появление «деда Мороза», а это значит, есть на что надеяться в этом сегодняшнем полубезумном мире.

Возмужала, на мой взгляд, и проза Татьяны Долган. Её рассказ «Не наше дело» раскрывает очень важную проблему в личных отношениях, когда он и она оказываются совершенно разными людьми, лишь проживающими совместно, ну, ещё дочка имеется. Почему-то мне, после прочтения, представляется, что наплевав на все удобства такой жизни, главная героиня пошлёт своего мужа куда подальше и правильно сделает. А в рассказе «Океан» Татьяна Долган поднимается до очень серьёзных вещей, связанных и с экологическим неблагополучием, и с государственным пофигизмом, влияющим на судьбы людей и природу. Нельзя до бесконечности эксплуатировать человеческий энтузиазм, в следующих поколениях он может оказаться в большом дефиците.

Творчество Светланы Носовой и Наталии Сергеевой уже давно и хорошо известно. Я помню стихотворения Светланы, которые попадали в литературные страницы городской газеты «Рыбинские известия».

Светлана в прозе – бытописательница, очень точно подмечающая детали повседневности. Усталость и печаль, казалось бы, но вот в круговороте бытия вдруг пробежала искра чувства (от родства душ?), да обязательно при этом чтобы пробежала между женщиной и мужчиной… И это тоже противополагание – между толпой и двумя одиночками, между мужчиной и женщиной – не просто так, а проступающая дуалистичность мира: с кем ты и как себя ведёшь, добрый человек? Всё ещё добрый, несмотря ни на что, в т. числе и на усталость, и на одиночество, и на недолюбленность?

И в рассказе Наталии Сергеевой «Студент» есть отголоски такого же противополагания: 19-летний студент, у которого времени не хватает на личную жизнь, потому что тратит он всё своё время на учёбу и познания, которые нужны ему для работы, и девушка-библиотекарь, скучающая от отсутствия читателей; молодой человек, желающий постигать премудрости профессии врача-ветеринара и коллеги, отбывающие номер, как говорится…

Очень значимые и знаковые смыслы поднимаются в этом совсем небольшом по объёму издании. Что-то за последнее время я не упомню книг молодых авторов, в которых так зрело и внимательно подобные вещи ставились бы перед читателем. Очень достойная и нужная книга. И название удачное для коллективного сборника: «Колесо обозрения».

    Леонид Советников

                ____________    

 

     Советников Л. Н. Стихи из Note Book: Стихотворения разных лет. Критическая лирика. - Рыбинск: Издательство "Цитата Плюс", 2023. - 128 с.

В пятую книгу стихов Леонида Советникова вошли стихотворения разных лет. В них автор по-прежнему стремится запечатлеть и тем самым спасти от забвения дорогие его сердцу детали образов и явлений бытия, которые присутствуют одновременно и в жизни, и в вечности.

ВЕСТЬ О ВЕСНЕ
О сборнике Леонида Советникова «Стихи из Note Book»
 

В издательстве «Цитата Плюс» города Рыбинска недавно вышла новая книга. Это сборник известного рыбинского поэта Леонида Советникова «Стихи из Note Book». Для меня эта книга стала по-настоящему радостным событием. Похожее чувство испытываешь, когда слышишь среди зимы птичью трель, напоминающую о том, что весна есть и скоро вернётся, или видишь маленький островок зелёной травы, пробившийся из-под снега. Первая ассоциация с книгой – весть о весне. Такая верная примета, которая вдруг является в зимние дни и утешает, вдохновляет, дарит надежду.
Возможно, это связано с тем, что в стихах Леонида Советникова есть удивительное тепло, которого многим сейчас не хватает. Даже в самых печальных его стихах, в самых иронично-горьких. Тепло, которое никому не навязывается, не кричит о себе, а порой как будто прячется в пасмурные, дождливые и снежные образы, но при этом согревает и жалеет, исцеляет и сострадает. Спасает от гибели озябшую веточку вербы или пушистые снежинки одуванчика, сохранив их мимолётные, хрупкие жизни в невредимой вечности поэтического пространства.
В новый сборник вошли стихотворения разных лет. Для кого-то именно временной период служит главным принципом объединения стихов в одну книгу. Для Леонида Советникова это почти всегда иначе. По всем его сборникам можно проследить особую авторскую концепцию: книга как единое художественное целое, где важны не столько тема и лирические сюжеты, не столько центральный образ, сколько то самое внутреннее единство, которое порой трудно объяснить и «разложить по полочкам», но в этом и заключается его загадка, его неповторимая красота и гармония. Можно назвать это атмосферой книги, её душой, которая отражена в каждой мельчайшей детали, начиная с порядка стихотворений (как мы уже заметили, не имеющего отношения к хронологии) и завершая подбором иллюстраций.
Название «Стихи из Note Book» полностью соответствует всему образу книги: на первый взгляд её можно принять за настоящий блокнот-ежедневник, записную книжку, какие были широко востребованы в прежние годы, до стремительного развития компьютерных технологий, а кому-то верно служат и в наши дни. В такой блокнотик-notebook (в дословном переводе – «книга для заметок») можно записывать едва пришедшие, свежие строки, наброски, мысли, наблюдения, всё самое важное или, наоборот, любые мелочи, близкие сердцу и занимающие ум. Такие записные книжки часто дарили и дарят дорогим людям на добрую память. За последние годы в современном восприятии слово «ноутбук» приобрело прочную связь с небольшим переносным компьютером, а прежнее значение отошло на второй план. Леонид Советников, напротив, оживил это название и даже придал ему особую ценность с помощью разделения на две смысловые части, обе из которых написаны с заглавных букв: Note Book. Здесь могут возникать ассоциации и с Книгой Жизни как вечным истоком творчества, и с образом поэзии как некоего дневника, в котором может чудесным образом сохраниться то, что наполняет нашу внутреннюю, никому не видимую жизнь на земле…
И эта удивительная «книга для заметок» хранит самые разные мгновения жизни: радость и надежду, печаль и сомнения, горечь и тревогу, любовь и веру. И ещё очень многие тончайшие оттенки чувств, переживаний, впечатлений, которые трудно передать иными словами, тем более в прозе, но невозможно не пережить в своем сердце вместе с автором, читая сборник. От сокрушения перед огромной скорбью и ущербностью земной жизни до мудрой, светлой улыбки принятия и выражения несомненной любви к этому единственному, пусть временному, но бесценному дару воплощения. От вздоха «Как временна жизнь!» до бережного понимания, что «… чем обречённей на свете, беспомощней, тем и родней».
Сквозь дымку надмирных, вечных мотивов проступают отчётливые черты больного времени. Боль, которая наполняет сейчас множество душ, находит такие простые, нериторические, непафосные, и такие пронзительные слова: «Молю, но не слышат снаряды – / Глухие болванки войны. / А те, что выцеливать рады: / «Попали!» – злорадства полны. / Открыты глазные воронки / И некому тихо смежить, / А детские руки так тонки / И некому накрест сложить».
Библейские мотивы, продолжаясь в сюжетах настоящих дней, становятся не отвлечёнными книжными цитатами, а близкими и понятными событиями, которые могут происходить здесь и сейчас с любыми участниками, не выбирая эпох, судеб, масштабов. Потому что «дух дышит, где хочешь, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит», потому что масштабы и глубины судеб, мирские величины и звания – понятия человеческие, а не Божьи. Лирический герой отвергает ярко расцвеченные стёклышки воспетой нашим временем индивидуальности как способ мировосприятия. Он смотрит на мир с непрерывным вниманием к миру, а не к своему отражению в нём или красочной игре иллюзорных лучей, и переживает каждый оттенок лирического события изнутри, как будто сам является одновременно и создателем, и созданием.
Кроме прекрасных стихотворений, в книге есть раздел с необычным названием «Критическая лирика». Здесь поэт во многом следует традиции Иннокентия Анненского с его «Книгами отражений»: говорит о мире любимых авторов и персонажей, находясь как бы не за пределами, а внутри художественного и ментального пространства этого мира. Примечательно, что ни по одному из названий этих небольших эссе мы не можем точно определить, о каком именно авторе пойдёт речь: о Шекспире, Пушкине, Лермонтове, Георгии Иванове, Анненском, о поэте-современнике или о ком-то другом. Нас не стремятся привлечь яркими заголовками, а приглашают к неторопливому, негромкому, но невероятно увлекательному и очень глубокому разговору… О классической литературе? О вечных сюжетах и символах? Или о чём-то ещё – скрытом или явном, вечном или мгновенном, бессмертном или мимолётном?.. Наверное, с каждым читателем получится свой диалог, каждый откроет свои значения и смыслы, без лишней подсказки.
Я очень хотела бы разделить с другими читателями свою радость от обретения этой книги. Поделиться вестью о весне… Этим почти неуловимым, и вместе с тем таким узнаваемым чувством, которое лучше всего выразят строки из заглавного стихотворения книги:
            Ещё не тронут воздух сыростью,
            Лучи едва спознались с небом,
            А день великой светел милостью,
            И чутко травы спят под снегом.

            Так хорошо, что плакать хочется,
            С зимой прощаясь, как с больницей.
            Уже весна, как переводчица,
            Парит над белою страницей.


                                                                                                                                Надежда Папоркова
                                                                                                                          Рыбинск, январь 2023 г.

                                                                                                                               

 

Ярославское региональное отделение ООО СРП, 2009. Рейтинг@Mail.ru