Ярославское региональное отделение

общероссийской общественной организации

СОЮЗ РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

 

НАВИГАЦИЯ

Архив

ПАРТНЕРСКИЕ САЙТЫ

 

 

 

 

Осенний город: поэзия / Ю. Захарова.    Ярославль: Филигрань, 2024. 132 с.

 Сборник «Осенний город» вторая  книга стихотворений ярославской поэтессы Юлии Захаровой. В книге представлены стихотворения разных лет, в которых доминирует тема бурлящего города, меняющегося вместе со сменой времён года.

 Алексей Бутусов:

В Ярославле появилась ещё одна новая книга поэзии от молодого и перспективного автора - Юлии Захаровой. "Осенний город" - это уже вторая книжка Юлии, первая - "Метель в апреле" была издана в 2021 году, тоже в издательстве "Филигрань".

... Пожалуй, если бы у меня была возможность прямо сейчас бросить всё и улететь на необитаемый остров (например, на Мальдивах или Сейшелах!), то я бы не стал брать телефон или, боже упаси, компьютер с интернетом. А вот "Осенний город" - взял бы.

Эту книжку хорошо взять с собой в поезд и читать, лёжа на верхней полке, особенно, когда ехать далеко.

Это самое то, чтобы почитать дождливой осенью "с чашкой кофе, укутавшись пледом около камина":)

Я её читал вечерами после 22 часов, "когда ты уже всё, а спать вроде рано".

Уютная. Спокойная. Гармоничная. Домашняя книжка. Тема поезда не раз мелькает в ней:

            Стук колёс баюкает, как в люльке,
            Плачет где-то мальчик лет шести,
            "Роллтон" убегает от бабульки,
            Та его пытается спасти.

            Бьют в окно колючие иголки,
            Им колёса вторят в унисон.
            Парень на соседней нижней полке
            Брэдбери читает перед сном" ("Быт вагона").

А вот стихотворение про "сморщенный, сдутый, с морщинами" мячик:

            Старомодный, изрядно потрёпанный,
            Он ещё укатиться старается.
            Неприглядный, как тапок растоптанный,
            Мячик мнётся под детскими пальцами.

Образно, ёмко, а может, и символично?

В стихах Юлии узнаются конкретные детали как Ярославля, так и других городов, например, Плëса:

            Жмутся домики тесно к обрыву,
            Расписные, как будто игрушки.
            По тропинкам походкой счастливой
            Вниз идут озорные старушки.

Прямо узнаются эти бодрые старушки - милые туристки с теплоходов!

А как интересно и неожиданно представлены в стихах Синий камень на берегу Плещеева озера, тургеневский дуб в Спасском-Лутовинове, "бурлящий жизнью Невский"!

Жизнь в стихах Юлии идёт своим чередом. Таксист не верит, что пассажирке надо ехать на ночь глядя в библиотеку, по телевизору идёт футбольный матч, по улицам города плывут густые запахи из пекарни, а под зонтом идёт мальчик в оранжевой курточке. И даже если над городом летают вороны, а ночами звучат сирены, мир этот поэтичен, добр, спокоен. Как осень в городе.

____________

Колесо обозрения : сборник рассказов начинающих писателей Ярославской области / ред. В. Ю. Перцев. – Ярославль : Филигрань, 2024. – 124 с.

В сборник «Колесо обозрения» вошли новые рассказы начинаю-щих авторов Ярославской области, написанные в 2023-2024 годах.

Книга издана на средства област-ной субсидии и при поддержке министерства социальных комму-никаций и научно-технологичес-кого  развития  Ярославской об-ласти в рамках проекта «Все флаги в гости будут к нам».

Колесо обозрения. Сборник молодых писателей Ярославской области.pdf

 

УДАЧНОЕ НАЗВАНИЕ

В качестве корректора мне, видимо, одному из первых довелось вчитываться в небольшие рассказы авторов этой книги. Восемь авторов: Алексей Бутусов, Тимур Керимов, Елена Волкова, Анастасия Долган, Екатерина Кондакова, Татьяна Долган, Светлана Носова и Наталия Сергеева. Знакомые, в целом, уже имена в наших пенатах. Немного, что безусловно говорит о качестве отбора и работе составителя.

На мой взгляд, в сборнике нет провальных или неинтересных текстов. Все рассказы произвели приятное впечатление, наиболее сильное, опять же на мой взгляд, – «Таксения» Алексея Бутусова, «Стояночный тормоз» Елены Волковой, «Не наше дело» и «Океан» Татьяны Долган, «Искра» Светланы Носовой и «Студент» Наталии Сергеевой.

Об Алексее Бутусове, как о молодом или начинающем, уже давно говорить не приходится, в «Таксении» ему удалось, на мой взгляд, каким-то неуловимо естественным образом передать не только подростковую психологию  Димки, но и его бабушки, других взрослых и сверстников главного героя, и, конечно же, девочки «не с нашей планеты» (по словам бабушки). Ксении-Таксении. Между двумя главными персонажами, хотя один из них находится в неведении (девочка), происходит поистине драматическое столкновение мировоззренческого значения. И в концовке рассказа остаётся надежда на доброе внутреннее устремление личности мальчика. С очень грустным осознанием потери: «Исправить бы всё… Почему в жизни нельзя, как в компьютерной игре, вернуться на начало и пройти уровень заново?».

На фоне двух других рассказов, не лишённых юмористических штрихов, рассказ Елены Волковой «Стояночный тормоз» этически и социально представляется более значимым. В нём убедительно и точно выписан характер местного дурачка Толи и выстроен вокруг него весь сюжет, а также тонко и ненавязчиво передано и отношение самого автора к проблеме главного персонажа. Автору удаётся, не сбиваясь на жалость, предъявить кусок местной жизни, в котором противопоставлены доброе и дурное. И оказывается, что люди в массе своей всё ещё поступают по-человечески, и даже возможно появление «деда Мороза», а это значит, есть на что надеяться в этом сегодняшнем полубезумном мире.

Возмужала, на мой взгляд, и проза Татьяны Долган. Её рассказ «Не наше дело» раскрывает очень важную проблему в личных отношениях, когда он и она оказываются совершенно разными людьми, лишь проживающими совместно, ну, ещё дочка имеется. Почему-то мне, после прочтения, представляется, что наплевав на все удобства такой жизни, главная героиня пошлёт своего мужа куда подальше и правильно сделает. А в рассказе «Океан» Татьяна Долган поднимается до очень серьёзных вещей, связанных и с экологическим неблагополучием, и с государственным пофигизмом, влияющим на судьбы людей и природу. Нельзя до бесконечности эксплуатировать человеческий энтузиазм, в следующих поколениях он может оказаться в большом дефиците.

Творчество Светланы Носовой и Наталии Сергеевой уже давно и хорошо известно. Я помню стихотворения Светланы, которые попадали в литературные страницы городской газеты «Рыбинские известия».

Светлана в прозе – бытописательница, очень точно подмечающая детали повседневности. Усталость и печаль, казалось бы, но вот в круговороте бытия вдруг пробежала искра чувства (от родства душ?), да обязательно при этом чтобы пробежала между женщиной и мужчиной… И это тоже противополагание – между толпой и двумя одиночками, между мужчиной и женщиной – не просто так, а проступающая дуалистичность мира: с кем ты и как себя ведёшь, добрый человек? Всё ещё добрый, несмотря ни на что, в т. числе и на усталость, и на одиночество, и на недолюбленность?

И в рассказе Наталии Сергеевой «Студент» есть отголоски такого же противополагания: 19-летний студент, у которого времени не хватает на личную жизнь, потому что тратит он всё своё время на учёбу и познания, которые нужны ему для работы, и девушка-библиотекарь, скучающая от отсутствия читателей; молодой человек, желающий постигать премудрости профессии врача-ветеринара и коллеги, отбывающие номер, как говорится…

Очень значимые и знаковые смыслы поднимаются в этом совсем небольшом по объёму издании. Что-то за последнее время я не упомню книг молодых авторов, в которых так зрело и внимательно подобные вещи ставились бы перед читателем. Очень достойная и нужная книга. И название удачное для коллективного сборника: «Колесо обозрения».

    Леонид Советников

 

 

Ярославское региональное отделение ООО СРП, 2009. Рейтинг@Mail.ru