Ярославское региональное отделение

общероссийской общественной организации

СОЮЗ РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

 

НАВИГАЦИЯ

ПАРТНЕРСКИЕ САЙТЫ

Официальный сайт Союза российских писателей

 

Н. А. Папоркова  

 Значение поэтического наследия М. Ю. Лермонтова в творчестве Л. Н. Советникова

Статья посвящена выявлению значения лермонтовских традиций в поэзии Леонида Советникова на материале поэтического сборника «Спящий куст» и других отдельных публикаций. Автор статьи рассматривает лермонтовские традиции как значимую составляющую художественного мироощущения Леонида Советникова – одного из самых талантливых и ярких поэтов Ярославской области. 

И в душе, блуждающей в дыму,

И в стране, где пошлое в почете,

Лирика бывает на излете

И почти не слышной никому. [2, с. 132]

На наш взгляд, эти строки современного поэта Леонида Советникова очень точно выражают состояние лирики в наше время.  Неумолимая скорость жизни порой уносит за собой не только мгновенное и преходящее,  но и то,  что некогда было самым дорогим и ценным для многих предшествующих поколений.  Унесет ли время первозданную лирическую сущность стихотворения и память о его назначении в мире – в понимании А.  С.  Пушкина и М.  Ю.  Лермонтова, так давно и так рано ушедших из этой жизни? Но, вспоминая двух великих русских поэтов, чьи имена почти неразлучны в нашем сознании, мы все же не можем провести между ними некую непреодолимую грань. И это касается не только «солнечности»  Пушкина и  «сумрачности»  Лермонтова,  о которых столько говорили критики, философы, поэты и писатели. Это касается двух разных эпох, в которые довелось жить Пушкину и Лермонтову.  Пушкин как будто угадал время своего появления на свет:  он явился именно к тому моменту,  когда поэтическая эпоха должна была достигнуть своего расцвета.  Таким образом, мы не можем сказать,  что поэтический дар Пушкина формировался вопреки сложившимся историческим условиям. Ситуация Лермонтова – совсем иная. Годы правления Николая I, на которые пришлась вся его короткая жизнь, были эпохой реакции и застоя.  Прежние романтические идеалы свободы,  счастья и справедливости,  наполнявшие пушкинскую юность,  казались уже недостижимыми и иллюзорными. Общество пребывало в состоянии духовной скованности,  раздвоенности,  разочарования и сложного внутреннего поиска, лишенного прежних надежд. Может быть,  именно поэтому поэтическое мировоззрение Лермонтова столь явно разделено непримиримой чертой на светлую гармонию и темное отчаяние, христианское смирение и гордый протест… То есть поэт явился в мир c той же высокой миссией, что и его предшественник Пушкин, но в жизненной реальности, которая его окружала,  он не видел возможности и не находил душевных сил воплотить все то, что было дано ему свыше. Но он воплощал в стихах боль, отчаяние, одиночество и неутихающее стремление к недостижимому идеалу.  Он не стал  «вторым Пушкиным»,  а прошел собственный путь и обрел свой неповторимый голос. 

Одиночество человека в мире – вечная тема и вневременной мотив.  Но именно лермонтовское ощущение одиночества, не только человеческого,  но и поэтического, глубокое чувство несозвучности своей эпохе, несовпадения с нею – вот свойства мировоззрения,  которые,  на наш взгляд, очень близки современным поэтам.  Поскольку поэзия в наше время, как бы ни хотелось верить в лучшее, –  действительно  «бывает на излете /  и почти не слышной никому» [2,  с. 132].  Особенно если эта поэзия далека от модных веяний и течений,  свободна от каких бы то ни было жестких требований времени и подчинена лишь своим особым внутренним законам. 

Обратимся к творчеству Леонида Советникова, одного из самых талантливых и ярких поэтов Ярославской области,  и попытаемся выявить значение лермонтовских традиций в его художественном мироощущении. 

Леонид Николаевич Советников родился в 1955 г. в Рыбинске, где и живет в настоящее время. Стихи пишет с детства.  В 1975  г.  окончил Рыбинский полиграфический техникум, затем служил в армии,  трудился в конструкторском бюро полиграфического машиностроения.  В 1978 г. устроился на работу в фонды рыбинского филиала областного государственного архива, одновременно поступив учиться в институт,  на историко-филологическое отделение.  В 25  лет пережил тяжелое испытание.  Выполняя производственное задание,  получил тяжелую травму позвоночника с повреждением спинного мозга. Заново учился ходить.  Врачи и родные спасли его, но учебу в вузе пришлось оставить. В конце 80-х – начале 90-х гг.  вошел в литературную группу «Коридор», в составе которой также были Александр Калинин,  Дмитрий Сорокин,  Владимир Перцев и некоторые другие поэты Ярославской области. Стихи Леонида Советникова опубликованы в коллективном сборнике «Коридор-2». 

В 1996  г.  поэт принял участие в работе Всероссийского совещания молодых писателей, удостоился диплома и в 1997 г. вступил в Союз российских писателей. В это время его стихи публиковались в литературной газете  «Очарованный странник».  В том же, 1997  г.,  вышел первый сборник стихов  «Келья с калейдоскопом»,  в 2000 г. –  второй сборник стихов  «Под небом севера». В 2006  г.  в Рыбинске вышла книга  «Спящий куст.  Избранное».  Стихи Л.  Советникова также можно увидеть в периодических изданиях Рыбинска и Ярославской области,  в журналах «День и Ночь», «Дети Ра»,  в интернет-журнале «Парус», на сайте «Поэзия.ру». 

Леонид Советников не считает себя романтиком. Ему ближе импрессионизм Иннокентия Анненского, запечатлевающего мгновения жизни в их безвозвратной,  ускользающей красоте, и тонкая, горестная ирония Георгия Иванова. Об этом поэт говорил в эссе под названием «За два предела»,  опубликованном в литературном издании «Очарованный странник»: «К началу XXI столетия стихотворное пространство общелирической ойкумены оказалось освоенным до двух крайних пределов: душевного микрокосмоса И. Анненского  и "сияющей пустоты"  Г.  Иванова» [6]. Казалось бы,  как могут быть одинаково близки два таких разных, непохожих мира. Но то, что разъединяет Иннокентия Анненского,  с его стремлением сострадать всему живому, и Георгия Иванова, с его эстетизмом,  порой нарочито холодным и отрешенным,  оказывается лишь разными гранями единого целого. Лирический герой Анненского в своей тревожной любви к миру и тоске по нему болезненно и остро ощущает,  что любое наше чувство ограничено строго очерченной сферой человеческого  «я».  Невозможность преодолеть границы своего «эго» отделяет друг от друга даже самые родные души и разделяет наш общий мир на множество одиноких маленьких миров, среди которых тоскующий герой повторяет имя «одной звезды»…  Герой стихотворений Георгия Иванова, любуясь холодными синими звездами, в действительности до боли дорожит жизнью, тревожно и безмерно любит ее,  страдая от одной мысли,  что все живое обречено в этом мире на гибель. Каждый поэт оказывается одинок в своем страдании, и это одиночество сближает их. 

Но что именно роднит лирику Леонида Советникова с поэзией Лермонтова? Вспомним одну важную особенность лермонтовского мировосприятия:  не просто одиночество в мире,  но стремление постичь изнутри его закономерности. Почему ты одинок, что заставляет тебя испытывать вечную тоску по родной душе, по ушедшему детству, по светлой гармонии с жизнью? Что мешает достичь этой гармонии наяву,  пока жизнь еще продолжается?  Герой стихотворений Лермонтова ищет ответа на этот вопрос в метафизическом пространстве  «Ангела»,  в медитативном настроении «И скучно, и грустно», в романтических поэмах и в исторической реальности своей эпохи,  воплощенной в стихотворении  «Дума»… Лирический герой Леонида Советникова так же  беспрестанно, явно или неявно, открыто или имплицитно пытается разрешить этот вопрос.  Интонационное родство с лермонтовским  «И скучно,  и грустно»  мы встречаем в стихотворении «Снег не таял в буграх низин»,  которое лишь с первых двух четверостиший может показаться образцом пейзажной лирики, в действительности же – намного сложнее и глубже: «Двух несхожих миров верста. / Я набрел на ее извивы, / Как на фразу,  что жизнь –  пуста... /  И согласно кивали ивы» [2,  с. 127]. Вспомним строки Лермонтова: «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг – / Такая пустая и глупая шутка...» [5]. Образ  «двух несхожих миров»  очень точно выражает сущность художественного «двоемирия», столь близкого Лермонтову. Эпитет «пустая», и у Лермонтова,  и у Советникова относящийся к жизни,  тоже является неотъемлемой частью «двоемирия».  По одну сторону –  ожидания от жизни,  по другую – ее реальность,  и они никак не могут слиться,  а в пограничном между ними пространстве – пустота,  в которой,  как видится лирическому герою,  и проходит большая часть времени, отведенного нам на земле. 

Эта мысль получает развитие в другом стихотворении Леонида Советникова – «На огонь мы открыто глядим»: «Дальний берег похож на провал./Я ведь жизнью тебя называл» [2,  с. 133]. И снова в этом ритмическом рисунке, в этой музыке трехстопного анапеста, соединяющего слова в двустишия,  мы слышим отдаленные отголоски лермонтовского  «Ангела»,  написанного близким по мелодике амфибрахием: «Он душу младую в объятиях нес / Для мира печали и слез; / И звук его песни в душе молодой / Остался – без слов, но живой. / И долго на свете томилась она, желанием чудным полна; / И звуков небес заменить не могли / Ей скучные песни земли»[5].

Есть еще вариант развития этого образа: «Жизнь как платье давалась на вырост и вот – коротка» [2,  с. 98].  Здесь явлен образ времени, который юный Лермонтов еще не мог осознать в полной мере,  потому что его жизнь оборвалась слишком рано, только на подходе к тому возрасту, когда начинаешь чувствовать кожей краткость и безвозвратность человеческой жизни.  Как ребенок до 7 лет не представляет самой возможности смерти, так романтический юноша примерно до 27 живет больше мечтами, чем реальностью, и не представляет по-настоящему, что жизнь может оказаться слишком короткой,  чтобы тяготиться ею и ждать чего-то лучшего...  Этот поворот в творчестве Лермонтова –  от внутреннего мира переживаний к внешней реальности –  успел лишь наметиться, но не успел завершиться. Леонид Советников оказался на грани жизни и смерти примерно в том же возрасте, в каком Лермонтов погиб на дуэли. Вернувшись к жизни,  поэт, может быть,  как никто другой,  смог почувствовать ценность каждого мгновения,  отпущенного свыше. Пережитое несчастье не сделало его равнодушным к миру и людям. Напротив,  неравнодушие – одно из важнейших качеств его поэзии. Способность мгновенно отозваться на чужую боль,  взбунтоваться против несправедливости и зла,  разрушить карточный домик видимого благополучия, скрывающего обман – все это свойственно лирическому герою Советникова.  И это снова роднит его с Лермонтовым, способным не только внимать  «звукам небес», но изничтожить словом тех,  в ком видит зло и порок,  и  «дерзко бросить им в глаза железный стих, /  Облитый горечью и злостью!» [5]. Например,  в стихотворении «Убогие»: «Есть коляски и трости у нас, / Но… дворовые! чуждой мы повести, / Что чиноша строчит,  не чинясь /  Наживаться на муках и горести» [3]. 

В стихотворении  «Контрафакция»,  которое представляет собой очень вольный перевод монолога шекспировского Гамлета,  мы видим,  что этот Гамлет парадоксальным образом напоминает лирического героя Лермонтова,  а само стихотворение имеет много общего с лермонтовской «Думой».  Вот строки из этого стихотворения: «Да или нет –  вопрос,  что предпочесть. /  Теряя разум, продавая честь, / Слабея волей, покоряться силе / Иль, выжидая, делать вид, чтоб мстили (…)  Хоть не врага,  но свой последний страх / Убей – не то уснешь, а он проснется / Подменой самой жуткой и больной: /  Какой-нибудь сгнивающей страной /  С раздавленностью заживо – народца» [2, с. 86]. 

Не считая себя романтиком, Леонид Советников являет юношескую свежесть восприятия мира и контрастность его видения,  свойственную романтическим поэтам,  в частности,  Лермонтову. Это качество проявляется и в способности поэта, при всей трагичности и непреодолимости одиночества и  «двоемирия»,  искренне любить,  дорожить дружбой и душевным родством,  которое, пусть на мгновение, но сближает одинокие души: «Снег. И веет холодом от окон. / Одиноко в мире одиноком. / Но едины лира и душа. / Можно быть провидцем и пророком, /  Тишиной и нежностью дыша. / (…)  Ничего в пространстве,  кроме вьюги, / Чтоб молиться об ушедшем друге, / Может, самом близком на земле. / Он молчал о маленькой услуге – / О едином слове, о тепле» [2, с. 117].  

Замечательные строки Леонид Советников посвятил памяти своего друга, поэта Константина Васильева: «В захолустье,  где вечность сурова: / Кто услышит? дыши, не дыши – / Вдруг сорвется,  как яблоко,  слово, / Жизни тяжесть снимая с души. /  Ах,  какая великая зрелость / –  В Спасов день умереть на земле! / Где лишь словом крещеному – пелось, / Сладко пелось в бесчувственной мгле» [2,  с. 136].  В этом стихотворении возникает возможность преодоления мучительного «двоемирия» – с помощью музыки, песни – образа,  символизирующего,  в том числе,  поэтическую лирику. Здесь Леонид Советников следует классической традиции, которая в разнообразных формах явлена и в творчестве Лермонтова. 

Образ чистой, трепетной и нежной любви, которая стремится оградить близкого человека от всех страданий и тревог,  открывается в этих строках: «Со свежего листа… Душисто веет снегом, / Декабрьский день цветет нежнее миндаля. / Соприкоснулась вновь со слишком близким небом / Такая ж как оно, прохожая, земля. / Но зябко снег пушит, теряя санный волок, / Уж прорубь в облаках синеет через край. /  И знаешь,  если мрак и оголтелый холод / Я не переживу, – ты не переживай. / Не простирай тоски и горестней, и выше / Посеребренных звезд и выдохнутых роз. /  Считай:  в цветущий сад я ненароком вышел – / На мало и шутя. Надолго и всерьез» [2,  с. 114]. Это стихотворение, к тому же, в чем-то созвучно лермонтовскому «Выхожу один я на дорогу»: тот же мотив пути,  вечные образы неба и земли,  и возможность завершения земного пути – как переход в другую реальность, в цветущий сад, символ свободы и покоя…  Но и в том,  и в другом стихотворении трагическое  «двоемирие»  отсутствует:  грань между жизнью и смертью воспринимается почти неощутимой  (у Лермонтова – «забыться и заснуть», у Советникова – ненароком выйти  «в цветущий сад»).  Красота здешней реальности и красота другого, еще невидимого мира не составляют антитезы, они равноценны, потому что являются частями единого целого:  созданного Богом Бытия. 

Кроме тяжелой,  безысходной грусти,  романтической мятежности и одиночества,  есть в лирике Лермонтова и другая грань –  светлые,  гармоничные тона,  музыка,  способная возродить к жизни отчаявшиеся души. Например, «Молитва» («В минуту жизни трудную»), «Когда волнуется желтеющая нива», «Выхожу один я на дорогу» и другие стихотворения.  То же самое мы можем сказать и о лирике Леонида Советникова. Тот же мягкий,  утешительный свет,  который наполняет пространство стихотворения  «Когда волнуется желтеющая нива», дышит в этих строках Советникова: «Еще не устала от щебета птица. /  И, может, росой удивленья / Мы, дети тумана, сумеем плениться / И с миром достичь примиренья» [2, с. 131]; «Луч, стеклом окна задет, / На лучины стал колоться. /  Божья родина –  весь свет /  До звезды на дне колодца. / Даже если нет звезды, / Свет дойдет,  печаль растает. Как душа,  в ковше воды / Дремлет щепка золотая» [2, 48]; «Воля не взволнована, как море, / Чайкам не завидуют глаза; / В отрешенном,  безграничном взоре /  Узнаны, как в капле, небеса» [2, с. 14]. 

В поэзии Лермонтова,  больше сосредоточенной на внутреннем мире,  чем на окружающей действительности,  все-таки нет правил без исключений. Вспомним его исторические поэмы и стихотворения: «Песню про купца Калашникова…», «Бородино», «Валерик» и многие другие. У Леонида Советникова тоже есть стихотворения,  в которых историческая реальность очень важна.  Например,  эти строки: «Сказки таинств лесных, быль прямых степей – / Что пригрезится, что будет душу греть? / Вылетал богатур,  мощный Челубей. /  Выезжал Пересвет –  инок или кметь? / Только ветры поют “степь да степь кругом”. /  Новый век.  Новый труд.  Нужен вновь Святой, / Чтоб единой судьбы не разъять огнем, / Чтоб единой земли не разлить водой» [4]. 

А следующее стихотворение,  к которому мы обратимся, – совершенно самостоятельно по своему лирическому сюжету,  и вовсе не является повторением или отзвуком лермонтовской лиры: «Верить луне и сирени, /  Что обещали тебя? / Тени, лишь хладные тени, / Мы не сольемся, любя. / Стаи,  летящие к югу, / Вновь провожаем с тоской. / Ходим, как время, по кругу; / Ищем, как стрелки,  покой. (…)  Станешь над пропастью – плечи / Убраны в лунный атлас… / Ангел на небе погасит свечи / И не разбудит нас» [2, с. 138]. 

Но эти строки вызывают отчетливую ассоциацию с тем мистическим сюжетом, который представил Д. С. Мережковский в статье «Лермонтов. Поэт сверхчеловечества» – встречей Лермонтова с его возлюбленной Варенькой Лопухиной в новом, невидимом мире: «Может быть, и Варенька воскреснет иною,  более прекрасною и вместе с тем точно такою же, даже до маленького родимого пятнышка над бровью, по которому ее узнает Лермонтов (…). И со “звуками небес”  сольются эти не  “скучные песни земли”.  И,  может быть, Лермонтов примет этот настоящий рай.  А если примет,  то конец бунту в любви, конец богоборчеству в богосыновстве» [1, с. 378–416]. А может быть,  еще ближе к этому сюжету другое стихотворение Советникова: «Есть проницательность. Есть тайна. / Мы вновь приблизимся случайно, / Когда сойдет остаток лет. /  Пространств весенних окрыленность /  Пронижет душу,  как влюбленность, / Как весть о том, что смерти нет. / Тогда, скользнув прозрачной тенью / Меж праздностью и канителью, / Появишься, мой ангел, ты. / И будут в дымке предрассветной, / Как в легкой лирике заветной, / Сквозить небесные черты» [4]. 

«Неземная любовь к земле –  особенность Лермонтова, едва ли не единственная во всемирной поэзии» [1,  с. 378–416].  На наш взгляд,  это определение очень точно и по отношению к поэзии Леонида Советникова.  Приведем строки: «Догорел закат,  лишь синий пепел тлеет /  Золотыми искрами глубин. /  Будто говорит:  хоть сердце леденеет, до последних проблесков люби» [2,  с. 131]. «Вкус поляники,  прятки фиалок /  И синевы до краев фиал… / Мира и света щедрый подарок, /  Будто ребенок его приял» [2,  с. 15]. «Взгляд покорен суровой простотой / Земли,  где даже спящий куст врачует / Слепую душу, и слепая чует / Блаженства в небе отблеск золотой» [2, с. 112]. 

Таким образом,  присутствие лермонтовских традиций в поэзии Леонида Советникова проявляется, прежде всего, на уровне отдельных мотивов,  образов и сквозных тем,  ритмико-интонационных созвучий и философско-метафизических параллелей.  Необходимо отметить,  что эти проявления –  не сознательные заимствования,  а часто интуитивные совпадения, особая форма творческого диалога,  преодолевающего столетия:

И в душе, блуждающей в дыму, 

И в стране, где пошлое в почете, 

Лирика бывает на излете 

И почти не слышной никому. 

 

Но бывает!.. Птица в светлой роще 

Так звенит иль речка меж камней – 

Чем безвестней, тем родней и проще; 

Чем родней, тем тише и грустней [2, с. 132]. 

 

Ярославский педагогический вестник – 2012 – № 2 – Том I (Гуманитарные науки)

http://vestnik.yspu.org/releases/2012_2g/53.pdf

 

Библиографический список

1. Мережковский,  Д.  С.  М.  Ю.  Лермонтов.  Поэт сверхчеловечества  [Текст] / Д. С. Мережковский // В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет / Д. С. Мережковский. – М., 1991. – С. 378–416. 

2. Советников,  Л.  Н.  Спящий куст.  Избранное[Текст] /  Л.  Н.  Советников. –  Рыбинск:  Рыбинский Дом печати, 2006. 

3. Советников, Л. Н. Стихотворения [Электронный ресурс] /  Л.  Н.  Советников. –  Режим доступа: http://www.poezia.ru/article.php?sid=89444

4. Советников, Л. Н. Стихотворения [Электронный ресурс] /  Л.  Н.  Советников. –  Режим доступа: http://www.hrono.ru/proekty/parus/sovet0811.php 

5. Лермонтов,  М.  Ю.  Стихотворения  [Электронный ресурс] /  М.  Ю.  Лермонтов. –  Режим доступа: http://lermontov.chitalnya.ru/

6. Советников, Л. Н. За два предела [Текст] / Л. Н. Советников // Очарованный странник. – 1996. – № 3. 

 

 

Ярославское региональное отделение ООО СРП, 2009. Рейтинг@Mail.ru