Ярославское региональное отделение

общероссийской общественной организации

СОЮЗ РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

 

НАВИГАЦИЯ

Архив

ПАРТНЕРСКИЕ САЙТЫ

Официальный сайт Союза российских писателей

Парабола.Юношеская литературная студия

Вологодское отделение Союза российских писателей

Сотников Сергей

 

BB-ARTE.ru - живопись и графика

 

 

«Северный край»  

«Слово. Литературная страница»

9 июня 2000 года

 

НЕМНОГО О ПУТИ ПОЭТА

В 2000 году Константин Васильев откликнулся на выход моей второй книги «Под небом севера», затеяв разговор о судьбе и пути поэта… Сегодня я хотел бы продолжить этот разговор применительно к судьбе и пути поэта Константина Васильева. Тема огромна, поэтому ограничусь всего лишь некоторыми штрихами.

Судьба поэта Константина Васильева нам известна, в поэтическом отношении – это плодотворная и значительная судьба русского нестоличного поэта. 

Что касается поэтического пути, т.е. пути поэтической мысли Константина Васильева, мне бы хотелось обратить внимание на один нюанс применительно к его стихам восьмидесятых годов. Заключается он в мятежности души лирического «я» как частички целого поколения таких же мятущихся «мы».

 <…> Родина вольная и неуютная! 

Снова ты на рубеже.

Все мы твои – молодые, беспутные,

грусть бесконечную, радость минутную

знающие в мятеже. (с. 11)

<…>

Спокойные природа и душа

Не могут дать мне умиротворенья.

Тоскуя, нахожу я утешенье

В стихийном безрассудстве мятежа.  (с. 12)

<…>

<…> Но не кончаются надежды,

страданья, грёзы, мятежи… (с. 16)

Очевидно, что в восьмидесятые годы Константин Васильев снова и снова искал  смыслы собственного противоречивого, протестного существования, чётко разделяя лирическое «я» и мир, пока окончательно не расставил все значения, связанные с этим ключевым для него понятием.

Я – искорка живая мятежа,

Но мне не быть причиною пожара.

Стеной окружена моя душа,

мою дорогу тьма перебежала. <…> (с. 30)

Именно в этом стихотворении он предельно точно определил для себя и расставил все приоритеты своего тогдашнего миропонимания, т.е. исчерпал тем самым данную константу собственного духовного развития. Уже практически нигде в стихах 90-х годов, в т. числе и в «Ночной бабочке в огне» – этой вершине своего творчества, само слово «мятеж», тем более в качестве рифмы, им уже не употребляется. Поэт не повторяется, а решает другие творческие задачи, которые возникли на месте решённой. Если кто-то захочет, самостоятельно может убедиться в том, что задачи эти оказываются безусловно связанными с предыдущей. Поэту нет надобности что-либо придумывать, сама действительность грозно встаёт у него перед глазами. Мятеж заканчивается свободой, которая безусловно очерчивает некий ареал понятий и смыслов: правда, справедливость, нищета,  власть… И со всеми этими смыслами и налетевшим шквалом явленной ими реальности поэт разбирается практически до конца отпущенного ему земного срока существования.

В самом конце жизни, по крайней мере, мне хочется так думать, поэт почти приходит к вытекающему из этих постмятежных значений пониманию истинной ценности смирения. Жаль, что не успевает высказаться об этом так же мощно и глубоко, как о смыслах мятежа и свободы… Но вот это и есть ПУТЬ поэта, именно эту очевидность я и хотел подчеркнуть в день памяти, уже двенадцать лет продолжающегося нашего существования с его стихами, но без него самого.    

Леонид Советников
(пос. Борисоглебский, 17 августа 2013 г.)

____________

Константин Васильев. – Избранное: Стихотворения. Эссе. – Ярославль: «Нюанс», 2003. – 320 с.

 

 

Ярославское региональное отделение ООО СРП, 2009. Рейтинг@Mail.ru