Ярославское региональное отделение общероссийской общественной организации СОЮЗ РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ |
|||
НАВИГАЦИЯ
Официальный сайт Союза российских писателей
|
<Интервью> РАЗГОВОР С ПОЭТОМ О ПОЭЗИИ
О сегодняшнем дне ярославской поэзии мы беседуем с
поэтом, членом Союза российских писателей, руководителем
литературного объединения «Третья пятница» Любовью Новиковой
– Любовь Николаевна, если вспомнить имена Ивана Сурикова, Леонида
Трефолева, Николая Некрасова, Марии Петровых, то ярославские поэты
оставили достойный след в русской литературе. Кто из поэтов
советского периода, на ваш взгляд, продолжил бы этот список?
– Приведенные имена столь высоки, что мне трудно поставить с ними в
один ряд кого-то из поэтов советского периода. Увы, всероссийское
звучание получили разве что Лев Ошанин, Алексей Сурков, да и то как
поэты-песенники. Но имена Николая Якушева, Павла Голосова, Евгения
Савинова, на мой взгляд, земли Ярославской не посрамили.
– Может быть, кто-то из ярославских поэтов сегодня незаслуженно
забыт?
– Судьбы многих русских поэтов отличаются тем, что они приходили к
читателю и открывались в полной своей глубине спустя многие годы.
Достаточно вспомнить Тютчева, который находился среди поэтов второго
ряда около ста лет. Лишь в последние десятилетия его имя стали
упоминать рядом с именем Пушкина. Поэтому то, что сейчас кажется нам
забытым, возможно, просто ждет своего времени. Задача наша
заключается в том, чтобы издать стихи тех поэтов, которые имели
звучание и при их жизни. А потомки разберутся кто есть кто. В этой
связи стоит вспомнить Артура Вороненко, у которого при жизни вышло,
кажется, всего две книжечки. Но при нынешней издательской политике
издание книг – вопрос не праздный, а весьма затратный.
– А что можно сказать о новых поэтических именах на нашем
поэтическом небосклоне? Сергей Баталов, Анастасия Орлова, Иван
Коновалов, Тимур Бикбулатов…
– На мой взгляд, это пока не имена, а лишь фамилии. Увы, ярких
звездочек на ярославском поэтическом небосклоне я нынче не вижу.
Анастасия
– Восемнадцать лет вы являетесь руководителем литературного
объединения «Третья пятница». Расскажите о нем подробнее.
– «Третья пятница» появилась на поэтическом горизонте в тот период
времени, когда в Ярославле о литературных объединениях было забыто.
Волна демократических реформ смыла их как не приносящих никакого
материального дохода государству. Костяк «Третьей пятницы»
сформировался уже в первый год существования и дал рост только
благодаря тому, что газеты «Золотое кольцо» и «Городские новости»
гостеприимно предоставили нам свои страницы для публикации стихов.
Ведь для роста, особенно на начальном этапе, момент звучания
является основополагающим.
– Сегодня в Ярославле можно насчитать несколько литературных
объединений, студий, клубов («Третья пятница», «Волжане»,
«Жемчужина», «Бродячая @», «Парабола», «Свет», «Тысячелетие»), и
начинающие авторы, не зная куда примкнуть, ходят по кругу. С чем это
связано?
– Думаю, это связано с тем, что в основном пишущая молодежь ищет
легких путей в поэзии, места, где гладят по шерсти. Я сама была,
кажется, во всех вышеперечисленных культурных образованиях, потому
могу уверенно сказать, что за исключением «Третьей пятницы» и
«Параболы» – это не более чем клубы по интересам. Любому мастерству
надо учиться у мастеров. А во главе этих клубов стоят люди, либо
сами только пробующие писать, либо вообще ничего не смыслящие в
поэзии. По поводу начинающих, которые ходят по кругу, можно сказать:
«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».
– А может, молодому ярославскому поэту вовсе не надо ходить ни по
каким литературным объединениям, а просто читать Пушкина,
Лермонтова, Есенина, Рубцо-ва – и писать так, как получается?
– Надо! Хотя бы потому, что и Пушкин, прежде чем стать Пушкиным,
посещал «Зеленую лампу». И Есенин, приехав в столицу, не побежал
предлагать свои стихи в те или иные издания. Он пошел к Блоку с
мыслью: «Как он скажет, так и будет».
– Как вы относитесь к поэзии в Интернете?
– Никак. Я считаю, что начинающим поэтам Интернет сослужил плохую
службу, а иных так просто погубил на корню. Интернет – это доска
показателей, он не занимается учебным процессом. Молодежь кинулась
туда именно за дешевой славой. Многим оказалось вполне достаточно
того, что на страничку, где размещены их стихи, заходит имярек и
оставляет либо какой-то поощрительный возглас, либо просто
отмечается «лайком». (Слово-то какое – «лайк»! На лай похоже.)
– Казалось бы, по большому счету ярославским поэтам грех
обижаться на отсутствие внимания. В регионе проводится ежегодный
Всероссийский праздник Некрасовской поэзии в музее-усадьбе «Карабиха»,
стали традиционными Всероссийский поэтический конкурс памяти
Константина Васильева, областной детский литературный конкурс
«Вдохновение». Помимо отделений Союза российских писателей и Союза
писателей России появился Российский союз писателей, Ярославский
центр регионального литературоведения, Союз поэтов Ярославля,
проходят встречи с читателями, поэтические марафоны, поэтические
дуэли, но чего-то все же не хватает. Чего?
– Я бы поправила: не «чего», а «кого». Поэтов не хватает. Как-то в
разговоре главный редактор журнала «Юность» Валерий Дударев на мой
вопрос, велика ли нынче поэтическая почта журнала, ответил: «Очень
велика. А печатать нечего». То есть пишущих много, а поэтов – нет,
нет личностей, которые бы притягивали к себе, создавали поэтическую
ауру.
– Наш разговор хотелось бы продолжить новостью из Интернета. С 17
по 29 августа по инициативе Приволжской книжной палаты в крупных
городах, расположенных на Волге, пройдет акция «Литературный
теплоход – Волжская волна 2016». Начнется литературный круиз в
Москве, откуда отправится двухпалубный теплоход, рассчитанный на 150
человек. Лайнер побывает в Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде,
Чебоксарах, Казани, Ульяновске и Самаре, где будет совершать
остановки для проведения однодневных мероприятий и ярмарок. А теперь
вопрос. Если на фестиваль пригласят ярославских поэтов, кто бы, на
ваш взгляд, Любовь Николаевна, мог достойно представить ярославскую
поэзию?
– Ой, заинтриговали! Сама хочу! С собой прихватила бы Леонида
Советникова и Владимира Перцева. Уж не знаю, насколько достойно
представили бы они ярославскую поэзию, но они работают серьезно.
– Еще хотелось бы узнать, как реализуется поручение руководителя
правления СРП Светланы Василенко по составлению ярославского
«вагончика» для очередного выпуска
– Вагончик отправлен по назначению в конце лета прошлого года и
благополучно доехал до Москвы, получив одобрение Светланы
Владимировны. Конкретные сроки, в которые ярославский вагончик будет
прицеплен к «Паровозу» и отправится в путь, не уточнялись. Будем
надеяться, что сие произойдет в этом году.
– И последний вопрос. Почему современная поэзия теряет читателей
или это совсем не так?
– Современная, возможно, и теряет. И теряет именно потому, что и
современный читатель нынче тоже где-то потерялся. Ведь хороший
читатель – явление не менее редкое, чем хороший поэт. Поэзия – это
область подсознания, область чувств. Проникнуться ею – это тоже
труд, труд души. Современная же поэзия нынче дала крен в сторону
прагматизма, то бишь становится пищей для ума, а не для души. А за
судьбу поэзии вообще я спокойна. Хорошие стихи по-прежнему
востребованы, и не только в соцсетях, где нынче в большой чести
Пушкин, Тютчев, Блок, Цветаева, Ахматова, Мандельштам, но и в
библиотеках. "Ярославский агрокурьер" № 14 (14 апреля 2016 г.) ____________ <Маленькие рецензии> ИЗ ВЕЩЕСТВА ЛЮБВИ Стихи Ирины Перуновой с самых первых знакомых мне строк с такими деталями, как «коммунальный фонарь» или летящий камень, по вскрику становящийся воробьём на всю свою воробьиную отныне жизнь, сразу захватили воображение какой-то удивительной предметной памятью событий. А в книге «Коробок» собраны и тем самым сохранены от забвения и привычного нам всем человеческого невнимания, как в детстве кусочки битых чашек и блюдец с фрагментами цветных узоров, мгновения уже не времени, выхваченные из его потока, а какого-то дорогого сердцу вещества любви. И вот открываешь этот «Коробок», вглядываешься и вслушиваешься в эти краски, звучания и смыслы, и тихо радуешься и удивляешься несметному их богатству, преисполняешься какой-то детской первозданной радостью, полузабытой в привычном и безжалостном взрослом мире. О! эти вещицы находил и сохранял не какой-нибудь транжира-Бродский, фиксировавший что-то по ходу движения мысли и взгляда! Зафиксировал – и потерял к ним собственный интерес! А здесь совсем-совсем другое дело! Этими сокровищами поделишься разве что с самыми близкими друзьями, с теми, кто настроен на такую же волну неожиданных открытий! «Коробок» – это такой модуль, как в «Аватаре», только работающий наоборот: там – закрываешься в нём и перевоплощаешься для иной жизни, а здесь скорее как в театре – открывается книга, как занавес, и начинается что-то живое и подлинное, чего в реальной жизни почему-то не замечал… Но это не театральность подмены, потому что нет и следа пафосности, в той или иной мере, хотя бы через декламацию речи, всегда присутствующей в театральном действе. И если бы здесь, в предложенной автором «Коробка» жизни, эта ненужная пафосность проявилась хоть на мгновение, в то же мгновение она убила бы превращённого из камня воробья на лету! Более внимательного к миру автора и человека, чем Ирина Перунова, трудно найти. Её лирические «я» зачастую сродни тем, кто не пашет и не сеет, и не заботится о завтрашнем дне, т.е. заботится как-то, но вот именно, что как-то, скорее уповая на какой-то восклик, какую-то вдруг приходящую благодать… А обойтись можно и малым, как-то само-собой… Но и большей живучести, подлинности и какой-то удивительной сроднённости с миром у этих лирических «я» представить трудно! Из почти что ничего, из привычной обыденности посредством невероятной чуткости и непостижимой интуиции выхватываются эти звучания и смыслы, и узоры их оказываются такими неожиданными и притягательными, что трудно от них оторваться! Но если бы только это! Калейдоскоп отдельных фрагментов? А вот и нет! По мере прочтения книги нарастает понимание, что открывается многомерность связей – временнЫх и пространственных одновременно, а это те оси, которые позволяют воспринимать все эти запечатлённые мгновенности в их единстве, как целостность явленного нам мира, как та, восстановленная из разбитых и рассеянных кусочков чашка во всей своей целостности, в которой «как все» равновелико каждому имени и предмету, в том числе и неназванному или забытому! Как минет год со дня моей непредугаданной кончины, не собирай домой друзей – без объяснений, без причины. Уж где-нибудь и как-нибудь сумеют сами помянуть.
«Всего-то год. И год уже», – вот всё, что на сердце шепнётся. Ты прогуляйся, пусть бомжей озябших стайка встрепенётся, когда подашь, что Бог пошлёт тебе в тот день, как минет год.
Подай старухе вековой, торгующей какой-то рванью, мой полушубок меховой – авось не разразится бранью. И милой девочке, в трамвай спешащей как-то угловато, ты руку ласково подай, как подавал и мне когда-то.
Купи поджаристый батон, располовинь (прости мороку) – одною накорми ворон, другою – прочую сороку. А хочешь, всё наоборот: Зови гостей, затепли свечи! Любимый, только б минул год, Там будет легче, легче, легче. Удивительное сочетание указательных глаголов в окружении каких-то временнЫх, зыбких по природе своей, неопределённостей, когда прошлое, настоящее и будущее сливаются в одно целое, когда времени по сути никакого уже и нет и совершенно неважно, что и как происходит или будет происходить. Но все эти приблизительности: «где-нибудь», «как-нибудь», «в тот день», «какой-то рванью», «как-то угловато», «и мне когда-то», даже «прочую сороку» – не то что не раздражают, наоборот, вызывают необыкновенное чувство высвобождения из времени! И в этой связи заключительное «Там» из того же ряда неопределённостей – абсолютное попадание! Оно, это «Там», – уже непроходное что-то, оно, если кто-то не заметил, – с Прописной буквы: нечто пограничное: и вневременное и пространственное одновременно хотя бы по отношению к подразумеваемому «здесь», в зависимости откуда куда направлен взгляд, а он может быть направлен как оттуда сюда, так и наоборот. Вот такое лирическое стихотворение безусловно принадлежит к лучшему, что есть в русской лирике, и таких по проникновенной точности строк в книге Ирины Перуновой очень много, поэтому хочется от всего сердца поблагодарить Ирину за доставленную и эстетическую, и духовную радость! Леонид Советников <январь 2016>
|
||