Ярославское региональное отделение общероссийской общественной организации СОЮЗ РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ |
|||
НАВИГАЦИЯ
Официальный сайт Союза российских писателей Парабола.Юношеская литературная студия Вологодское отделение Союза российских писателей BB-ARTE.ru - живопись и графика
|
˂Маленькие рецензии˃ «ХЛАМИДОМОНАДА» Алексея Бутусова
На презентации нового сборника
стихотворений «Хламидомонада» Алексей Бутусов подчеркнул, что поэзии
как таковой в этой книге нет, а есть просто «стихи». Звучали старые
и новые отзывы с общей мыслью: «стихи для взрослых» детского
писателя Алексея Бутусова – это те же самые детские стихи. Думается,
что это не так, несмотря на «крышие рыжи», «льдины-крокодилы» и
прочие подобные вещи, которые то и дело попадаются читателю среди
строк.
Александр Страшинский Отклик на сборник стихотворений Н. Папорковой «СТАЙКА БАБОЧЕК» Можно ли сбежать… от себя? Наверное, сбежавший уже не ответит, разве что, попутно, оставит в виде «стайки бабочек» стихи, которые кто-то прочтёт и сильно удивится или испугается, потому что в них – все пути-дороги уводят далеко и мно-гие – для невозвращения обратно… Или для того, «кто удержит тебя на земле и лучи на холсте»? И пусть птичка-пересмешник плачет в роще о своей бесценной ерунде, и взрослая тётя, как в детстве маленькой девочкой, продолжит «бежать по размокшей весенней дороге» и «ловить волосами сияющий дождь»… потому что ни о чём жалеть не надо и всё будет хорошо, ибо до скончания века с нами Утешитель и с нами Слово, которое не силою, а любовью превращает нашу мёртвую речь в живую, сохраняет нашу память со всеми запахами, со всеми красками тех дней, лиц и деталей прошлого, что так дороги сердцу: А вот твои любимые, а вот Всё, что болело, радовало, грело… Не плачь, всё спасено, всё уцелело, Не чудо ли – всё дышит и живёт! Очень чуткий писатель Николай Смирнов определил музыкальность стихов Надежды Папорковой скорее не как звукописную, а как интонационно-смысловую. По той же самой причине когда-то и я высказывал пожелание, чтобы при авторском прочтении Надежда отдавала предпочтение не только напевной мерности стиха, но не забывала и об интонационно-смысловых акцентах. Оставляю за скобками и некоторые обращения-упования лирического «Я», такие, как выделенное в предисловии Елизаветой Соловьёвой о бедном сердце, поскольку истинная сила стихов Надежды Папорковой не в них, т.е. не в естественной женской слабости, а в бесстрашии «жить в мире, полном времени и зла». Не без сомнения высказано, но потому и верится больше. И сотворяющееся сегодня в мире зло (так хочется думать мне) приведёт поэта Папоркову от ощущения «мирного зла» к проявляющемуся явно и грозно. Поэт не может не откликаться на детали и смыслы подобного, тем более транцендентного, вызова всему доброму и дорогому сердцу. При погружении в образные картины книги безусловно узнаётся близкое и моему сердцу, потому как «вре́менную жизнь» и я люблю всё сильней с каждым годовым кругом. Но, слышите, – мы всё ещё не тени, Не прочерки, не голоса из писем… Нам этот хрупкий мир доверен теми, Чей свет вернулся в солнечные выси. Вот дорогая нить, протянутая от нас к вечности, остаётся только ждать весны и воскресения природы, духа и бытия, которые так явственно и зримо веют со страниц книги и достигают любимого героиней лета, как полноты лета Господня. И – остаётся лишь поблагодарить автора за высказанное и за некоторые драгоценные намёки и умолчания – без них не может существовать личностная тайна, с которой поэзия живёт и дышит свободно и в печали, и в радости. Леонид Советников
|
||