Ярославское региональное отделение общероссийской общественной организации СОЮЗ РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ |
|||
НАВИГАЦИЯ ПЕРСОНАЛИИ ПАМЯТЬ
|
ВРЕМЯ - ЧИТАТЬ Пока в борьбе с мартовской коронавирусной инфекцией власти вводят карантин и призывают массы к домашнему чтению, Олег Гонозов откликнулся на этот призыв новым сборником сатирических рассказов «Записки пенсика». «Пятьдесят лет назад люди мечтали дожить до коммунизма, сегодня мечтают дожить до пенсии, – говорится в аннотации. – Главный герой книги Никита Фомич Голубков не только дожил до пенсии, но и оставил потомкам свои записки о жизни пенсионеров в стране, где старикам был везде у нас почет. А теперь, увы, как получится». Сборник вышел в «Издательских решениях» по лицензии Ridero в электронном и печатном виде print on demand. С книгой можно познакомиться по ссылке: https://ridero.ru/books/zapiski_pensika/freeText ____________ «СВЕТОПИСНЫЙ ДОМИК» Светописный домик: рассказы, эпопея / Н.В. Смирнов. — Рыбинск: Изд-во АО «РДП», 2020. — 456 с.
В новой книге Николая Смирнова продолжается публикация эпопеи "Заключённые образы", две части второго тома. Они о молодости героев на просторах от золотых приисков Колымы до буровых вышек Ухты, о таинственной крестьянской стране гончаров и древоделов, бытующей в вечности. Рядом по изгибам повествования по-прежнему идут герои народных сказок и былин: Илья Муромец и Иванушка-дурачок. Параллельно заявляет о себе и философская тема "греха поэзии" – "продажа слов": олицетворением её становится драматург Шитиков, посланник "нездешней силы" в русский мир. Открывается "Светописный домик" новыми рассказами, сюжеты и образы которых говорят о поиске, порой парадоксальном, вечных устоев в современном море житейском. Открывается книга вступительным словом Ирины Калус (Гречаник) о сочинениях Николая Смирнова:
«ВОЛШЕБНОЕ СТЕКЛО» РАССКАЗОВ Сочинения Николая Смирнова печальные и прозрачные, тонкие и острые, тихие и жуткие, отчаянные и торжествующие в своём понимании мира и человека, в поисках смысла бытия. Реалии этих произведений подчас отдают настоящей жутью, обращены к эстетике смерти – в них художественно воссозданы нарядные старинные 200-летние склепы; кладбище, на котором счастье "как-то ещё сильнее, контрастнее..."; засохшая трава, костлявые почерневшие дудыльники; ночное зеркало в прихожей, в котором (в своём собственном сне) отражаешься ты сам, только что вернувшийся с похорон из прошлого; ботинки в двухсотлетней кладбищенской глине; больницы, мёртвая стрекоза под ногами, сбитая машиной, – совсем как человек, сбитый невидимой машиной жизни. "Какую они приоткрывают тайну?" – задаются вопросом автор, а за ним – читатель. И мы понимаем, что эстетика смерти парадоксальным образом превращается в её диалектику: смерть дарует нам катарсис, смерть, – по Смирнову, высшая форма трансформации любовного чувства, смерть даёт понимание жизни.
Темы,
избранные автором, столь же красноречивы: И до сих пор это сердце – сердце героя Николая Смирнова – носит в себе великий пожар смерти, залитый великой русской рекой. Не так ли наша современная жизнь – большое "погорелое место", хранящее память о гибели гиганта?
Повсюду
– "синее море" смерти. Произведения Смирнова – до определённой степени сюрреалистичные, с неявной, зыбкой гранью между снами и явью, со снами во сне и прошлым, приходящим в настоящее. Читатель поневоле задастся вопросом: а может быть, это не рассказы и не повести, а сны – сны, которые можно сохранить и "прикладывать, как волшебное стекло, к каждой мысли, каждому делу, тогда всё получится, замерцает глубиной..."? Не зря говорит автор: "Так причудливы наши сны. Но не причудливее нашей жизни". Сочинения Николая Смирнова удивительны в своей формальной незатейливости, иногда в кажущемся отсутствии композиции или сюжета, – а может быть, ещё бог знает каких внешних параметров. Но величие истины и бесконечность парадоксального раздумья над ней всегда присутствовали и присутствуют у него в больших и маленьких произведениях. Именно эти параметры внезапно создают то в одной, то в другой точке, казалось бы, двухмерного текста вертикаль, уводящую в вечность. Это может случиться при прочтении какой-нибудь неказистой с точки зрения эстетики зарисовки или будто бы случайно брошенной фразы: странные люди, слепые воспоминания, ни на что не похожие ощущения – но поразительна точность автора, ювелирно оперирующего словами, в которых раскрывается множество измерений, и к читателю приходит чувство скольжения над бездной. Как диковинные хрустальные шары, сочинения Николая Смирнова заставляют всматриваться в себя до боли и неясного, но просветляющего и очищающего осознания. И вдруг начинаешь видеть всё: прошлое, настоящее и будущее одновременно – и бездна раскрывает свои объятия. Остаётся только искать силы, чтобы удержаться на краю. Но где взять сил? Самое важное в прозе Николая Смирнова – почти бесплотный, но уверенный ориентир, невидимая нить небывалой прочности, позволяющая не потерять себя и не соскользнуть в бесконечный лабиринт отражений. Нить эта вечна и неизменна. Как луч света, прорезает она кромешную тьму бесконечных кошмаров, каждую минуту способных навалиться и раздавить хрупкий цветок человеческой души. И даже малая искра этого сияющего ориентира непобедима, потому что она – сильна как смерть. Ирина Калус
|
||